Просмотровые кабины

Взаимодействие цвета

Для проведения любых оценочных действий необходимо применение некоторых объективных количественных оценок характеристик цвета и цветовых различий.
Для измерения, передачи и хранения информации о цвете необходима стандартная система измерений. Человеческое зрение может считаться одним из наиболее точных измерительных приборов, но оно не в состоянии ни присваивать цветам определенные числовые значения, ни в точности их запоминать. Большинство людей не осознают, насколько значительно воздействие цвета на их повседневную жизнь. Однако в полиграфии цвет становится серьезным объектом работы. Когда дело доходит до многократного воспроизведения, цвет, кажущийся одному человеку «красным», другим воспринимается как «красновато оранжевый» и т.д. Именно поэтому несколько десятилетий назад возникла необходимость разработки числовых стандартов наряду с систематизацией способов передачи цвета.
Методы, которыми осуществляется объективная количественная оценка характеристик цвета и цветовых различий, называют колориметрическими.

Просмотровая кабина Judge II

Компромисс и неопределенность


Давно известно, что печатными технологиями невозможно полностью воспроизвести авторскую оригинальную идею. Технические ограничения всегда будут оказывать влияние на печатный процесс при создании и воспроизведении оригинала.
Количество измеряемого цвета характеризуется тремя числами, показывающими относительные количества смешиваемых излучений. Эти числа называются цветовыми координатами. Колориметрические методы основаны на трехмерности, т.е. на своего рода объемности цвета.
Эти методы дают столь же надежную количественную характеристику цвета, как, например, измерение температуры или влажности. Отличие состоит лишь в количестве, характеризующих значений и их взаимосвязи. Эта взаимосвязь трех основных цветных координат выражается в согласованном изменении при изменении цвета освещения. Поэтому «трехцветные» измерения проводятся в строго определенных условиях при стандартизированном белом освещении.
Таким образом, цвет в колориметрическом понимании однозначно определяется спектральным составом измеряемого излучения, однако, цветовое ощущение не однозначно определяется спектральным составом излучения и зависит от условий наблюдения, в частности от окружающего освещения.
Каждый, кто работал с цветом, сталкивался с системой физических цветовых эталонов. Роль подобного эталона может играть печатный оттиск, выкраска или цветовая система Pantone, с успехом применяющаяся во многих случаях. Однако, когда участки производства отдалены друг от друга на значительные расстояния, систему физических цветовых эталонов применять затруднительно. Заказчик, дизайнер, художник, оператор сканера, печатник и т.д. — всем им будет сложно обрабатывать и передавать друг другу физические цветовые эталоны. На каждом этапе будут приниматься субъективные решения, зависящие от индивидуального восприятия и допусков для определенных цветов. По этой причине предприятия, выпускающие цветную продукцию, уже давно осознали потребность в разработке более объективных методов оценки визуального восприятия цвета.

Подвесной светильник нормированного освещения Prooflite

Согласование методов оценки

Необходимо понимать, что использование любой приборной базы должно быть согласовано с условиями конкретного производства или специфическими требованиями заказчика. Иными словами должно применяться контрольно-измерительное оборудование одного класса, согласованы величины измерений, используемые формулы, контролируемые параметры и оценки.
Со временем начала бума, связанного с развитием управления цветом, построением ICC-профилей, контроля качества на первый план начали выходить вопросы правильного подбора освещения и метамерии при оценке печатной продукции. Компании, производящие контрольно-измерительное оборудование, стали поставлять на рынок специальные устройства для визуальной оценки оттисков при различном освещении.
Одним из таких решений для визуальной оценки является т.н. просмотровая кабина (камера). Основными особенностями этих устройств являются весьма компактные размеры и одновременно большие возможности в моделировании освещения. Они позволяют моделировать следующие источники излучения:
► D75 — вольфрамовая галогенная лампа с температурой 7500K, соответствующая яркому дневному свету;
► D65 — вольфрамовая галогенная лампа с температурой 6504K, соответствующая равномерному дневному освещению;
► D50 — вольфрамовая галогенная лампа с температурой 5000К, соответствующая полуденному свету и является стандартизированным освещением, согласно ISO 12647-2, 3, 4, 5, 6 и 7;
► Источник А — лампа накаливания с температурой 2865К;
► CWF — широкополосная флуоресцентная лампа с температурой 4150К;
► Ultralume 30 — узкополосная флуоресцентная лампа с температурой 3000К;
► TL84 — узкополосная флуоресцентная лампа с температурой 4000К.
Данный диапазон позволяет исследовать метамеризм при освещении в различное время суток – от раннего утра до заката солнца, когда освещение приобретает красноватый оттенок. Кроме того, в камерах используется источник УФ-излучения, который может работать как самостоятельно, так и в комбинации с другими источниками для определения и оценки оптического блеска, наличия отбеливающей составляющей бумаги или флуоресцентного красителя.
Простое техническое обслуживание, компактность, многофункциональность и низкая цена — все это позволяет рекомендовать эти устройства к использованию в сферах производства, где необходим контроль цвета. И конечно, эти камеры являются незаменимым подспорьем в колористических лабораториях.

Просмотровая кабина SpectraLight III


Прокрутить вверх